top of page
  • Наталья Ключар

О том, как два американских президента случайно проехали весь север Испании



В Бильбао на улице Дипутасьон стоит небольшой памятник Джону Адамсу. Когда-то второй президент Соединённых Штатов побывал в Стране Басков (тогда она называлась Бискайя) проездом, а потом в одной из своих работ выразил восхищение басками: «Эти удивительные люди сохранили свой язык, характер, законы, управление и обычаи неизменными, лучше, чем какой-либо другой народ Европы».


Будущий американский президент не планировал посетить Испанию и уж тем более не собирался проехать весь её север с запада на восток. В ноябре 1779 года Джон Адамс отправился на борту фрегата «Le Sensible» из Бостона в Европу. Целью путешествия был Париж, в планах - налаживание торговых и политический связей между совсем юными Соединёнными Штатами и старушкой Францией. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает, тем более в морских вояжах через Атлантику зимой. Во время шторма судно дало течь и пришлось причалить к испанскому берегу в порту Ферроль.


Выбор у американской экспедиции был небольшой: либо непонятно сколько ждать следующий корабль, либо добираться до Парижа по суше. Решение приняли в пользу второго варианта. Джон Адамс со своими спутниками отправился из Ферроля в Ла-Корунью, чтобы сделать все необходимые приготовления для длительного наземного путешествия. Должна заметить, что отчаянный папаша Адамс в командировку прихватил двоих сыновей – двенадцатилетнего Джона Куинси (будущий 6-ой президент США) и десятилетнего Чарльза. Впоследствии он пожалеет, что не оставил детей дома – путь был не из лёгких.


О приключениях американцев в Испании можно узнать из дневника Джона Адамса. Путевые заметки содержат много любопытных описаний местности, деталей быта и впечатлений от увиденного. Ниже вы найдёте самые, на мой взгляд, интересные отрывки и комментарии.


В Ла-Корунье между приёмами и зваными обедами Джон Адамс посетил знаменитую "Башню Геркулеса". Ему рассказали, что раньше старинный маяк опоясывала винтовая каменная лестница, и что однажды один генерал поднялся верхом на лошади на самый верх. Лестницу позже разобрали для того, чтобы вымостить улицы города. В Ла-Корунье Адамса ещё очень впечатлила свинина. Он даже поинтересовался, чем испанцы кормят свиней и позже записал в дневнике:


«Местная свинина, которую я ел сегодня и раньше, показалась мне самой лучшей и вкусной, равно как и бекон, что заставило меня спросить, как здесь выращивают свиней. Главный судья мне рассказал, что многие их откармливают каштанами, но больше – кукурузой, что ещё лучше. В некоторых провинциях Испании есть особые желуди, которые растут на старых пастбищных дубах, очень сладкие, и свинина получается даже лучше, чем на каштанах или кукурузе. Но есть ещё места в Испании, где животных кормят гадюками - им отрезают голову, а туловище отдают свиньям. Мясо получается ещё лучше, чем при откорме каштанами, кукурузой или желудями». (19/12/1779)


Упоминание гадюк в качестве корма для свиней – странная вещь. Честно говоря, никогда о таком не слышала, а попытки узнать, правда это или нет, успехом не увенчались. Так что непонятно, действительно ли животных подкармливали этими пресмыкающимися или американцу просто рассказали очередную байку.


Поначалу Джон Адамс хотел добираться до Франции вдоль побережья Бискайского залива, но ему объяснили, что местность там горная и дороги очень плохие. Было решено спуститься южнее, до дороги, по которой когда-то паломники шли в Сантьяго-де-Компостела. Таким образом, американские путешественники проехали почти весь Путь Святого Иакова - только в противоположном направлении. Впоследствии Адамс пожалеет, что не заехал в Сантьяго и не увидел конечную точку паломничества - Кафедральный собор Святого Иакова.


Из Ла-Коруньи выехали 27 декабря 1779 года. В самом начале путешествия Адамсу казалось очень романтичным то, что у него будет возможность описывать всё, что увидит в пути. Но уже первый постоялый двор от романтики не оставил и следа: «Дым (от очага) так плотно заполнял всю кухню, хлев и другие части дома, что было очень сложно смотреть и дышать. С этажа, на котором была кухня, в комнаты вела каменная лестница, вся покрытая грязью и соломой. ...Пол не мыли и не подметали сотни лет – повсюду дым, сажа, грязь. ...Но посреди всего этого кошмара я спал лучше всего с момента приезда в Испанию». (27/12/1779)


Во время пребывания в Луго Джон Адамс посещает Кафедральный собор. Отъехав немного от города, американец обращает внимание на бедность: «В глаза бросаются признаки бедности и нищеты... Плодородная страна, не возделанная и наполовину, оборванные и грязные люди, дома, в которых нет ничего кроме грязи, дыма, блох и вшей. Ничто не выглядит богатым, кроме церквей; никто - сытым, кроме священников. Худшие дороги, чем где-либо ещё, в стране, где их можно сделать очень хорошими. Никаких признаков торговли, даже внутренней; не видно никакой промышленности». (30/12/1779)


Из Луго обоз направился в Асторгу через Себрейро, Виллья-Франка и Понферраду.

Адамсу очень поравилась Асторга: «Впервые за всё время в Испании чистая постель без блох. Дважды прогулялся вдоль городских крепостных стен, которые очень старые. Видел дорогу в Леон и Байонну, и дорогу на Мадрид. ...Видел овощной рынок: лук и самая большая репа, которую я когда-либо видел; капуста, морковь. Видел рынок топлива: дрова, уголь, торф и хворост. Видел множество женщин Маррагато - такие же красивые как скво, но намного неприятнее. Распятья, бусы и цепи, серьги и кольца из серебра, украшения из меди и стекла на шеях. Видел Кафедральный собор - самый красивый из виденных мною в Испании". (04/01/1780) Кстати, народность Маррагато до сих пор считается одним из самых загадочных этносов Испании, а Асторга и сейчас остаётся одним из самых интересных городов на Пути Святого Иакова.

Главный фасад Кафедрального собора в Асторге
Кафедральный собор в Асторге

После Асторги дорога значительно улучшилась, а вот погода испортилась окончательно. Неудивительно, всё-таки был январь на дворе, а места те знамениты своими суровыми зимами на всю Испанию. Адамс опять сетует на жуткий холод и отсутствие каминов на постоялых дворах: «В Испании я не видел каминов, кроме одного в доме французского консула в Ла-Корунье. Всё, что я видел - одна или две жалкие имитации на кухнях. Погода очень холодная, сильные морзы, и нет очага там, где мы останавливаемся, лишь немного углей или огонь от вязки хвороста на кухне, полной дыма и грязи, заставленной десятками кастрюль и горшков, где толкутся 20 человек, похожих на трубочистов». (07/01/1780)


В Бургосе Адамс с компанией совсем расхворались из-за сильного холода: «Вот уже двадцать пять лет как я почти постоянно путешествую. Я часто оказывался в сложных обстоятельствах, испытывал большие трудности, холод, непогоду, жару, усталость, недостаток сна, плохое питание и т.д. Но ничего подобного, как в этом путешествии, никогда не случалось. Все мои спутники сильно простужены. Мы без конца чихаем и кашляем, и, кажется, что нам скорее место в больнице, чем в дороге». (08/01/1780)

В Бургосе действительно бывает очень холодно зимой. Не зря местные жители шутят, что у них в городе десять месяцев зимы и два - адской жары.


Адамса очень вечатлила дорога через ущелье Панкорбо, понравился первый постоялый двор на территории Бискайи - в Эспехо («…лучший постоялый двор из всех, что я видел»), потряс перевал Ордуньи. Здесь тон путевых заметок заметно теплеет: «Сегодня и вчера мы встретили множество мулов, гружённых товарами из Бильбао. Мулы и их погонщики выглядят очень хорошо по сравнению с теми, которых мы видели раньше. Их груз: солёная рыба, сардины, треска и разновидность рыбы, которую мы здесь часто встречаем, - называется "бесуго". Также везут изготовленные в Бильбао подковы, чтобы потом продавать их в разных частях королевства».


Горы, которые будущий президент видит в пути, его восхищают: «Горы Бискайи, Бильбао, Ордуньи и Панкорбо... - самые удивительные из виденных мной». И в который раз протестант Адамс обращает внимание на огромное количество монастырей повсюду: «Неприятно видеть, что прекрасная долина Ордуньи изъедена множеством гнёзд трутней, красивый, плодородный и хорошо возделанный уголок, почти единственный пригодный к культивированию из виденных мной в Бискайе». (14/01/1780) Следует отметить, что американец дотошно записывет количество церквей и монастырей почти в каждом более-менее крупном населённом пункте, где останавливается на ночлег.


По поводу Бильбао в дневнике будущего президента нет ничего примечательного. Возможно, это из-за того, что все приехали туда сильно простуженными, а дети совсем расхворались. Несмотря на страхи Адамса, что в связи с болезнями они могут застрять в Бильбао на неопределённое время, через 4 дня компания в полном составе опять двинулась в дорогу. Когда пересекли границу с Францией и добрались до Сен-Жан-де-Люз, довольный Адамс написал: "...Ни один узник, сбежавший из тюрмы, не был счастливее меня: здесь всё чистое, приятное и удобное по сравнению со всем, что мы видели в Испании". (20/01/1780)


Как видите, не самое приятное путешествие получилось. Радует тот факт, что за последние столетия ситуация сильно изменилась. Сейчас Испания может похвастаться прекрасными дорогами и отличным гостиничным сервисом.

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page